Научно-методический совет
по социально-психологическим вопросам организован при управлении образования
города Рязани в 2003 году и призван обеспечить участие научно-педагогической
общественности в совершенствовании социально-психологического обеспечения муниципальной
системы образования. Нормативной основой деятельности Совета является
Положение, утвержденное на коллегии управления образования 13.10.2003г. В
состав Совета вошли руководители образовательных учреждений города, специалисты
СПС, руководители профильных кафедр РГУ и сервисных центров.
Работу Совета организует
председатель и его заместители; содержание деятельности определяется задачами,
обозначенными в Положении, а также актуальными с точки зрения членов Совета
проблемами системы образования и социально-психологической службы.
Заседания проходят обычно 4 раза в год.
Для реализации намеченного создаются рабочие группы из членов Совета и
привлеченных лиц.
За годы работы Советом
реализован целый ряд начинаний, значимых для городского образования:
- Подготовлено, утверждено на коллегии управления образования и успешно реализуется «Положение об экспертизе программ психологической и социально-педагогической работы в ОУ г.Рязани».
- В помощь ОУ утверждён «Примерный перечень диагностического инструментария, рекомендованного к использованию специалистами СПС в ОУ г.Рязани», а также подготовлено Рекомендательное письмо руководителям ОУ от управления образования.
- Подготовлено, утверждено на коллегии управления образования и успешно реализуется «Положение об экспертизе программ психологической и социально-педагогической работы в ОУ г.Рязани».
- В помощь ОУ утверждён «Примерный перечень диагностического инструментария, рекомендованного к использованию специалистами СПС в ОУ г.Рязани», а также подготовлено Рекомендательное письмо руководителям ОУ от управления образования.
- Была организована
рабочая группа из экспертов аттестационных комиссий всех уровней, которая
подготовила «Методические рекомендации по аттестации на вторую, первую и высшую
квалификационные категории педагогов-психологов ОУ г.Рязани».
- Центром ПМСС и кафедрой
психологии РГУ подготовлена и успешно реализована Программа городской экспериментальной
площадки по проблеме психологической безопасности образовательной среды, в
рамках которой разработаны модели Школьных антикризисных подразделений,
организовано Антикризисное подразделение в Центре, обобщены и опубликованы
материалы по профилактической и кризисной деятельности ОУ, а в 2011г.
организована Мобильная антикризисная группа при Центре.
- Была разработана,
апробирована, утверждена приказом управления образования и внедрена в практику «Форма
статистической отчетности специалистов первичного звена СПС в ОУ».
- Была разработана, утверждена на коллегии управления образования и реализована в течение 12 лет Программа мониторинговых
исследований «Социально-психологический портрет выпускника».
- Была организована
рабочая группа при управлении образования, которая несколько лет занималась
вопросами оптимизации перехода ребенка из ДОУ в школу. Этой группой
подготовлено и утверждено на коллегии управления «Положение о деятельности
образовательных учреждений города Рязани по обеспечению у детей 5-7 лет равных
стартовых возможностей», опубликован сборник информационно-методических
материалов, проведена серия мероприятий для руководителей и педагогов.
- Совместно ЦПМСС и РГУ
разработана, утверждена и успешно реализована программа городской экспериментальной
площадки, работающая над созданием современной модели профилактики социально
опасных заболеваний в ОУ.
- По предложению Совета
под руководством управления образования организован в период с 2009 по 2012 годы Конкурс
профилактической работы, на котором в качестве жюри выступает Совет.
- Определив как наиболее актуальную задачу в деятельности психологической службы создание условий для психологической безопасности образовательного процесса, Совет активно поддерживает такие городские проекты как "Школа против насилия", "Детство без тревог", "Посредник в детском саду", а также городские Программы, направленные на профилактику антивитального поведения школьников и поддержку школьных служб примирения. С 2019 года в городском образовательном пространстве стартовал ведомственный проект "Территория психологической безопасности", который, опираясь на накопленный опыт, стимулирует детские сады и школы к внедрению современных подходов и эффективных технологий деятельности.
- По инициативе Совета проводится работа по ориентации научно-исследовательской деятельности Института психологии, педагогики и социальной работы РГУ на задачи социально-психологического сопровождения системы образования города, что позволяет иметь согласованный план мониторинговых и экспериментальных исследований и активно привлекать будущих специалистов к общей работе.
- По инициативе Совета проводится работа по ориентации научно-исследовательской деятельности Института психологии, педагогики и социальной работы РГУ на задачи социально-психологического сопровождения системы образования города, что позволяет иметь согласованный план мониторинговых и экспериментальных исследований и активно привлекать будущих специалистов к общей работе.
В целях широкого
информирования городского образовательного сообщества и создания единого
информационного пространства Совет издает информационно-методический бюллетень
«Психология в образовании», который выходит 4 раза в год и отражает наиболее
значимые события, проблемы и достижения в сфере социально-психологического
сопровождения муниципальной системы образования.