14.01.2021. Новый 2021 год вступил в свои права и уже готовит нам свои сюрпризы. Одним из условий успешного функционирования является способность быстро и эффективно отвечать на вызовы времени и требования текущей ситуации. 2020 год стал проверкой наших возможностей быстро реагировать на изменяющиеся условия жизни. Мир оказался перед угрозой пандемии нового коронавируса, что затронуло все сферы жизнедеятельности человека. Естественно, не могло это не коснуться и системы образования. Детские сады и школы, колледжи и вузы перешли на дистанционный формат обучения, многие родители работали удалённо, педагоги и школьники овладевали новыми компетенциями, связанными с использованием современных компьютерных образовательных технологий. Не всегда это давалось легко. Многие образовательные учреждения и семьи сталкивались с техническими трудностями, отсутствием необходимых навыков, знаний, люди испытывали психологические перегрузки, стресс, тревогу, раздражение. Несмотря на то, что дистанционное обучение нельзя назвать абсолютно новым форматом получения знаний, переход на него вызвал немало сложностей и у детей, и у взрослых. Одна из причин таких трудностей – недостаточно развитые у школьников навыки самоорганизации, неумение грамотно спланировать и организовать свою учебную и внеурочную деятельность.

В связи с тем, что эпидемиологическая ситуация в стране и мире пока ещё остаётся сложной и приходится соблюдать различные ограничения, многие образовательные учреждения в российских регионах сохраняют дистанционный формат обучения. Школьники нуждаются в помощи взрослых, родителей и учителей, им сложно организовать свою учебную деятельность, страдает качество обучения, понижается мотивация, растёт тревожность и повышается уровень стресса. Чтобы оказать помощь детям и подросткам, специалистами Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи разработаны памятки для школьников и их родителей по развитию навыков самоорганизации, а также памятки для педагогов по организации обучения в дистанционном формате. Памятки сгруппированы с учётом возрастных особенностей обучающихся: для самых младших школьников – 1-2 классов, начальной школы – 3-4 классов; младших подростков – 5-6 классов, подростков среднего подросткового периода – 7 классов, старших подростков – 8-9 классов, старшеклассников – 10-11 классов.

Эти материалы размещены на сайте Центра и могут быть высланы родителям и школьникам по электронной почте, а также размещены на сайтах образовательных учреждений в формате, доступном для скачивания и сохранения на различных устройствах.

Памятки для учащихся: 1) 3-4 классов: "Детский тайм-менеджмент"; 2) 5-6 классов: "Правила самоорганизации при подготовке домашнего задания"; 3) 7 класса: "Развитие навыков тайм-менеджмента"; 4) 8-9 классов: "Самоорганизация для подростков"; 5) 10-11 классов: "Самоорганизация для старшеклассников".

Памятки для родителей учащихся: 1) 1-2 классов: "Как приучить ребёнка к порядку?"; 2) 3-4 классов: "Детский тайм-менеджмент"; 3) 5-6 классов: "Как помочь ребёнку во время онлайн-обучения"; 4) 7 класса: "О чём говорить с ребёнком, чтобы он стал более организованным во время онлайн-обучения?"; 5) 8-9 классов: "Самоорганизация подростков: чем могут помочь родители?".     

Памятки для педагогов: 1) "Как оптимизировать сетевое взаимодействие с детьми"; 2) "Как организовать свою деятельность на дистанционном обучении"; 3) "Как поддержать учебную мотивацию в формате очного и дистанционного обучения"; 4) "Как сделать родителей союзниками в дистанционном обучении"; 5) "Как удержать внимание учеников во время онлайн-урока".