Деятельность

В настоящее время в Центре функционируют пять подразделений, задача которых – оказывать комплексную психологическую и социально-педагогическую помощь детям и подросткам по проблемам школьной и социальной адаптации, по вопросам личностного развития и профессионального самоопределения, развития познавательных и творческих способностей, а также помощь специалистам и педагогам в психологическом сопровождении их деятельности. 
Много лет успешно функционирует подразделение «Центр игровой поддержки развития ребёнка» (ЦИПРР), главной целью деятельности которого является создание условий для использования потенциала игровой деятельности для решения образовательных задач, содействие успешной адаптации ребёнка в социуме.
Чрезвычайно востребована работа Молодёжного тренинг-клуба «Перекрёсток», подразделения, оказывающего содействие в реализации позитивного личностного потенциала подростков, способствующего формированию активной жизненной позиции и осознанного предпочтения здорового жизненного стиля.
Антикризисное подразделение Центра оказывает помощь детям и семьям, оказавшимся в сложной ситуации (потеря близкого, развод родителей, попытки суицида, пережитое насилие и т.п.), а также помогает школам и детским садам в создании психологически безопасного образовательного пространства. При этом подразделении с 2011 года действует добровольное объединение специалистов из школ и детских садов, готовых оказать помощь образовательным учреждениям города в кризисных ситуациях, - Мобильная антикризисная группа
Психолого-медико-педагогический консилиум Центра объединяет специалистов разного профиля в поиске оптимального индивидуального подхода к преодолению трудностей у детей и подростков с особенностями развития, содействует созданию благоприятных условий для полной реализации потенциала каждого ребенка, организуют и координируют деятельность педагогов, психологов и социальных педагогов образовательных учреждений города.  
Самым молодым подразделением ЦППМСП является Городской центр профилактики «Выбирай». Цель деятельности ГЦП – систематизация профилактической работы в муниципальной системе образования и создание условий для повышения эффективности деятельности образовательных учреждений по предупреждению среди несовершеннолетних нарушений в их личностном и социальном развитии, таких как деструктивные конфликты и правонарушения, насилие и экстремизм, СПИД и наркомания, психоэмоциональные расстройства и суицидальное поведение и др. Деятельность этого подразделения опирается на большой опыт работы в рамках сетевых проектов и городских экспериментальных площадок по профилактической проблематике, деятельность которых была направлена на повышение уровня психологической безопасности школьной среды, на разработку эффективных моделей организации профилактической работы в школе.
Деятельность Городского Центра профилактики «Выбирай» включает в себя:
- комплекс программ первичной и вторичной профилактики «Рюкзачок» для младших школьников;
- комплекс тренингов первичной профилактической направленности для подростков «Навигатор»;
- психологический клуб для подростков «Находка» вторичной профилактической направленности;
- профилактическую программу для подростков, педагогов и родителей студия-киноклуб «Выбор»;
- программу поддержки создания Школьных служб примирения «Мосты» основанной на опыте, накопленном в ходе реализации инновационного сетевого проекта «Школа против насилия»;
- работу Мобильной антикризисной группы специалистов социально-психологической службы по оказанию помощи образовательным учреждениям, несовершеннолетним и их семьям в предупреждении и преодолении кризисных ситуаций.
Кроме того, действует информационно-методический консультационный пункт «Ресурс» для методической, информационной и консультативной помощи образовательным учреждениям, руководителям и педагогическим работникам; выходит электронное периодическое издание «Школа без опасности» для образовательных учреждений города Рязани, выпускаются различные памятки и буклеты; профилактический интернет-ресурс «Лабиринт: заходи, если хочешь найти выход» содержит посты различной профилактической направленности для подростков и может быть использован педагогами для профилактической работы; модерируются группы профилактической направленности в социальной сети «ВКонтакте». 

         
В рамках инновационной деятельности Центр успешно завершил работу шести городских сетевых экспериментальных площадок: 
- «Развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся средствами новых коммуникативно-информационных технологий» (2004-2013 гг.), руководитель В.М. Зайчиков, научный руководитель А.Н. Леонтович;
«Современные технологии игровой поддержки основных направлений развития детей дошкольного и младшего школьного возраста» (2006-2009 гг.), руководитель И.Н. Вознесенская, научный руководитель В.Н. Ярыгин; 
- «Организация школьных антикризисных подразделений как средство создания психологически безопасного образовательного пространства» (2006-2013 гг.), руководитель И.Н. Вознесенская, научный руководитель Е.Н. Горохова;
- «Современные технологии развития детской одарённости в условиях общеобразовательной школы города Рязани» (2008-2013 гг.), руководитель И.Н. Вознесенская, научный руководитель В.И. Панов;
- «Формирование информационной культуры участников образовательного процесса» (2008-2013 гг.), руководитель В.М. Зайчиков, научный руководитель Н.И. Гендина;
- «Комплексная модель профилактики социально опасных заболеваний у несовершеннолетних в образовательных учреждениях города Рязани» (2009-2013 гг.), руководитель И.Н. Вознесенская, научный руководитель Л.А. Байкова.


Центр также в инновационном режиме реализует социально-психологические проекты, направленные на решение актуальных образовательных задач. В 2009 году в Центре стартовал проект, позволяющий использовать современные интернет-технологии в образовательных целях: был создан профилактический интернет-ресурс «Коллективный блог «Лабиринт: заходи, если хочешь найти выход». Цель ресурса - предоставить подросткам и молодёжи возможность неформального диалога по вопросам здоровья, образования, развития, семьи с психологами и социальными педагогами системы образования. В 2011 году, опираясь на опыт  коллег из города-партнера Мюнстера (Германия), специалисты Центра начали уникальный проект «Волшебный круг в Рязани», направленный на раннюю профилактику насилия, деструктивных конфликтов и экстремизма в детской среде, и с 2012 адаптированная программа активно внедряется в работу образовательных учреждений города. В 2012-2016 гг. реализован сетевой проект "Школа против насилия", успешный опыт которого используется многими образовательными учреждениями города, а в 2013-2014 гг. - сетевой проект «Детство без тревог», в котором приняли участие дошкольные учреждения города Рязани. С 2014 года, откликаясь на потребности школ, специалистами Центра была разработана, апробирована и внедрена Программа поддержки школьных служб примирения «Мосты», которая в марте 2017 года получила статус инновационной программы в системе образования города Рязани. С 2016 года все рязанские школы вовлечены в городскую Программу действий, направленную на профилактику антивитального поведения несовершеннолетних, которую инициировал и курирует Центр ППМСП. В 2017 году стартовал проект "Посредник в детском саду", цель которого формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций. Новый импульс работе придаёт ведомственный проект «Территория психологической безопасности», реализация которого началась с сентября 2019 года и продолжится 3 учебных года. Этот проект призван активизировать работу школ и детских садов над повышением уровня психологической безопасности образовательной среды с опорой на уже имеющиеся в городском образовательном пространстве ресурсы и на поиск новых возможностей. Накопленный за последние годы потенциал и системная профессиональная поддержка со стороны специалистов Центра позволяют каждому образовательному учреждению реализовать свою модель деятельности в этом направлении, отвечающую основным требованиям к ней и учитывающую конкретные особенности школы и детского сада. 

Все проекты имеют выраженную профилактическую направленность, действуют в сетевом режиме (в каждом принимают участие несколько образовательных учреждений), программы их включают работу по развитию компетентности для педагогов, курацию работы в ОУ, проведение диагностики и занятий с детьми, организацию обмена опытом между участниками эксперимента, содействие в анализе и обобщении полученных результатов.

Одним из приоритетных направлений деятельности Центра стало комплексное сопровождение замещающих семей, в рамках которой происходит формирование психолого-педагогической, медико-социальной, правовой, ценностно-нравственной готовности семей, желающих принять ребёнка, оставшегося без попечения родителей в «Школе приемного родителя», а также индивидуальное консультирование на этапе адаптации ребенка в семье и при возникновении сложных ситуаций с целью профилактики вторичного сиротства и содействия устойчивости благоприятной семейной ситуации.

Специалисты Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков всегда готовы оказать необходимую помощь всем, кто в ней нуждается.

Все услуги Центра предоставляются в соответствии с муниципальным заданием на бесплатной основе.